Противоречат ли друг другу современная наука и традиционное искусство? Мы провели эксперимент под названием «Популярный Art&Science» — эксперимент длинною почти полгода. Ученые, художники, но в основном — рядовые участники, люди, интересующиеся наукой и любящие искусство, на основе знаний, полученных в лабораториях ИФ РАН и руководствуясь навыками, освоенными вместе с художниками, переводили научные данные в образы. Для выставки полученные материалы переведены на язык традиционной культуры — вышивка, скульптура, орнамент, резьба, и так далее.
«Популярное» в контексте выставки — не только «доступное», а прежде всего — «народное». Народное искусство — запись картины мира, система знания традиционного человека. Они материальны, их можно видеть, трогать, хранить, передавать. Современный человек исследует мир, добывает с помощью науки знание о нем и записывает его средствами технологическими. Их нельзя видеть, трогать, и даже хранить — скорее сохранять и пересохранять. И что важно — современные технологии, с их зависимостью от наличия электричества, разного типа носителей, с угрозой глобальной хакерской атаки и т.д. — кажутся ненадежными.
Создатели выставки обращаются (возвращаются) к записи знания средствами народного искусства, используя визуальные знаки, символы и традиционные, материальные носители. Парадокс в том, что знание представляемое традиционными средствами — современное, актуальное, добываемое на переднем крае науки зета-байтное.
Экспозиция играет на этом парадоксе. На этом был построен и весь длительный процесс ее создания.
Итог — поистине народная выставка, авторами которой стали десятки участников программы — наравне с известными учеными и художниками. Нерв выставки — современная наука, актуальное искусство, передовое мышление, принимающие популярные и традиционные формы, доступные любому пытливому уму и открытые далекому будущему.