7 сентября 2024 года в Центральном музее почвоведения им. В.В. Докучаева в рамках проекта «О почве и беспочвенности» открылась выставка «ВТО – Великие Толкователи Онфима».
На выставке представлены результаты научно-художественного осмысления и обобщения сходных сюжетных мотивов в творчестве средневековых новгородских художников и классиков эпохи Ренессанса в Европе.
В 2023 году в результате исследований китайского художника Оружея Соседова (刘 领) с использованием нейронных сетей ПСЕЗУК МС и ДАЛ Е2 удалось установить
истинный вклад в мировую культуру художников Ренессанса. Эпоха Нового Возрождения приближается не только в России, поэтому так актуальны полученные результаты: в конце XV — середине XVI века Микеланджело, Рафаэль, Караваджо и даже Тициан черпали вдохновение в творчестве средневековых художников Новгородской Республики. К сожалению, до нас дошло имя только одного из новгородцев — Онфим, как он именовал себя сам, подписываясь на берестяных грамотах. Почему-то советские исследователи считали его мальчиком, видимо
стремясь принизить значение новгородского самородка.
В марте 2023 года благодаря применению нейросетевых моделей глубокого машинного обучения была установлена прямая связь между творчеством древних новгородцев, создававших свои творения в XIII веке на берестяных грамотах, и художников Возрождения, чьи работы считаются бесценными. Проведенные исследования показали, что истинная роль мастеров Возрождения заключается в интерпретации сакрального смысла рисунков и некоторых надписей Онфима и его учеников на новгородских берестяных грамотах.