О работе в музее
— Юлия, здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, что Вас привело в Музей почвоведения? Каков Ваш путь в профессию?
Всегда мечтала работать в полевых экспедициях. Когда подавала документы в СПбГУ даже и не знала о том, что исследование почв — это отдельное направление. В приемной комиссии красочно описали полевые практики на направлении «Почвоведение и экология почв», поэтому документы были поданы именно на туда.
Окончив бакалавриат, немного сменила род деятельности и ушла в кадастр, но интерес к почвам не пропадал никогда. Пока училась в смежной сфере и работала, трудилась в музее как экскурсовод. Через 5 лет пришла в музей уже как младший научный сотрудник и спустя несколько лет стала заведовать экскурсионным отделом. Сейчас работаю как научный сотрудник, разрабатываю новые экскурсии и занимаюсь экскурсионной деятельностью.
— Как проходит Ваш обычный рабочий день?
Я предпочитаю приходить на работу раньше, чтобы в тишине выполнять задачи, требующие сосредоточенности. С приходом коллег и посетителей, особенно школьников, музей наполняется шумом, напоминающим рой пчел. Преимуществом раннего прихода является возможность насладиться пением сверчков. От входной двери до рабочего места меня сопровождает их громкое пение. В нашем музее есть «живой уголок», где представлены почвенные обитатели, включая сверчков, которые особенно активны в отсутствие людей.
В течение дня я занимаюсь научной деятельностью и постоянно нахожусь на связи с коллегой, которая отвечает за запись на экскурсии. Часто обращаются с нестандартными запросами на темы экскурсий или необходимо подобрать удобное время и количество участников в группе. Например, к нам обращались с индивидуальными запросами кактусоводы и участники хлебопекарного кружка.
Днем я проверяю социальные сети и рабочую почту, где поступают отзывы и вопросы. У нас есть группа в ВКонтакте и телеграм-канал, за который я отвечаю.
В конце дня я контролирую расписание на следующий день, проверяя подтверждение всех групп. Затем связываюсь с экскурсоводами и даю комментарии по записям.
— В каждой профессии есть свои нюансы. А с какими вызовами Вы сталкиваетесь в своей работе?
В современном мире ученый должен «держать руку на пульсе», следить за актуальными исследованиями и публикациями, быстро реагировать на новые темы, чтобы работа оставалась в авангарде научных достижений.
В работе экскурсовода важно постоянно развиваться и находить новые способы доступно и интересно рассказывать посетителям о почве. На первый взгляд, музей о почве может показаться неинтересным, но мы с коллегами ежедневно опровергаем это.
Мы следим за актуальными новостями и адаптируем наши программы. Например, в 2018 году, когда в Санкт-Петербурге проходил Чемпионат мира по футболу, мы разработали программу, рассказывающую о футбольном газоне. Когда начали набирать популярность исследования почвенного микробиома, мы также создали новые экспонаты. Изучать и исследовать почву — это важно, интересно и очень нужно!
— Раскройте нам секрет: что Вам больше всего нравится в работе?
Многообразие в выполняемых задач. Это связано с тем, что мы являемся и музеем, и научным учреждением. Мы работаем в двух сферах, объединенных одним объектом — почвой. Пишем научные статьи, выступаем с докладами на конференциях о почвенном покрове и при этом придумываем и разрабатываем тематические экскурсии для школьников и других возрастных категорий.
Кроме того, монтируем видеоролики, даем комментарии на ТВ и участвуем в собраниях музейных работников. Каждый новый день готовит новые задачи, которые бывают нестандартными.
Об особенностях Центрального музея почвоведения
— Расскажите, пожалуйста, какие уникальные экспонаты можно найти в Музее Почвоведения им. Докучаева?
Все почвенные образцы в нашем музее — это уже уникальные экспонаты с научной точки зрения. Они в своем внешнем виде, химическом составе отражают состояние окружающего мира на тот момент, когда их изъяли.
Если все-таки выделять уникальные экспонаты, то можно разделять по категориям.
Например, уникальные с исторической точки.
В экспозиции музея есть почва предыдущей геологической эпохи. Это Микулинская почва (Брянская область), возраст которой составляет более 125 тысяч лет. По своим свойствам эта почва является идентичной современной дерново-подзолистой, что говорит нам о том, что 125 тысяч лет назад в районе Брянска был приблизительно тот же климат, что и в современный период. В противном случае, здесь сформировалась бы другая почва с другими свойствами и другой морфологией.
Уникальный экспонат с точки зрения художественного наследия — это альбом с фотографиями, подаренный В.В. Докучаеву 1-м выпуском Ново-Александрийского института 1892–1896 годов.
Несколько лет Докучаев был директором Ново-Александрийского института сельского хозяйства и лесоводства, где при его содействии открылась первая кафедра генетического почвоведения. Там же ученый провел коренную трансформацию преподавания и программы института, что послужило образцом трансформации высшего сельскохозяйственного образования в России. Выпускники, сблизившись с великим ученым, подарили ему на память искусно выполненный альбом.
Еще, уникальный экспонат (вернее, нетипичный экспонат, который не ожидаешь увидеть в естественно-научном учреждении) — это макет футбольного газона. Газон — сконструированная человеком почва. На макете представлены разные типы газонов и их строение: натуральный, искусственный и гибридный.
— А как формируется коллекция музея?
Музей хранит богатейшую коллекцию почвенных монолитов практически со всего Земного шара. Первыми экспонатами первого в мире почвенного музея стали коллекции Докучаева, экспонировавшиеся в городах России, а также в Париже, Чикаго. Они сыграли выдающуюся роль в пропаганде генетического почвоведения в странах Европы и Америки.
Коллекция музея пополнялась и пополняется благодаря научно-исследовательским экспедициям. Например, коллекция почв Дальневосточного региона, была собрана благодаря экспедиции Переселенческого управления в 1908 году. Но, по прошествии времени, пополнение коллекции не прекращается.
— Есть ли в музее уникальные образцы почв, которых нет больше нигде в мире?
В 2021 году вышла статья “A review of the world's soil museums and exhibitions, Advances in Agronomy, Volume 166, 2021(Chapter 5)”, где представлено распределение почвенных музеев по всему миру.
По данным статьи в мире выделено 38 почвенных музеев, специально посвященных почвам; 34 постоянные почвенные выставки и 32 коллекции о почвах, доступ к которым возможен по предварительной записи. Однако крупных почвенных музеев с богатой коллекцией почв не столь много. Чаще всего музеи демонстрируют почвы региона, где расположен музей. В крупных же музеях собраны коллекции со всего мира.
Уникальность образцов почв, которых нет больше нигде в мире связана с несколькими факторами:
Во-первых, это доступность и удаленность к месту отбора почвенных образцов. Чем дальше и труднодоступнее, тем выше вероятность отсутствия данных почв в коллекции музея.
Во-вторых, период отбора и личность (известность ученых). Коллекция нашего музея начинается с конца XIX века, что уже делает экспонаты уникальными и неповторимыми. Так, например, в зале музея выставлен монолит чернозема обыкновенного из Велико-Анадоля, отобранный Г. Н. Высоцким в 1902 году. Этот образец почвы относится к старейшим по времени хранения, а общий размер этого образца почвы практически 5 метров.
Но чего 100% нет нигде в мире, так это почв из Красной книги Ленинградской области (ККПЛО). Почва на законодательном уровне никак не охраняется и для привлечения внимания общественности к проблеме сохранения почв, обеспечивающих устойчивое функционирование экосистем, создаются Красные книги Почв в различных регионах.
Одним из разделов в ККП ЛО являются почвы, по-видимому, исчезнувшие. Почвы, которые описаны более 50 лет назад, упоминания о которых больше не встречались. Исчезновение почв связано с хозяйственной деятельностью человека и нарушением факторов почвообразования. В нашем музее представлено 2 почвенных монолита исчезнувших почв. Таких почв вы точно нигде в мире больше не найдете.
— Наверняка, в музее есть «любимцы» посетителей. Какие из экспонатов пользуются наибольшей популярностью?
На что сразу обращают посетители в музее — это портрет основателя науки о почве — В.В. Докучаева.
Этот портрет необычен тем, что написан особенным образом: красками послужили образцы естественных почв. Черный воротник Докучаева написан с использованием образцов самой плодородной почвы — чернозема, а остальные цвета — цвета почв Ленинградской области. Чаще всего посетители даже и не задумываются о том, что почвы бывают разных цветов. Для обывателей это просто грязь черного или серого цвета, а портрет сразу развеивает это представление о почвах. Портрет создан членом союза Художников России Павлом Абрамичевым.
Если посмотреть в интернете групповые фотографии детей из нашего музея, то практически все они сделаны на фоне рельефного почвенного глобуса! С ним можно не только фотографироваться: его можно покрутить и рассмотреть разнообразие почв мира. Ведь каждый цвет на глобусе соответствует определённой почве. Распределение почв по земному шару происходит не хаотично, оно подчинено строгому закону почвенной зональности. Чего таить, даже у меня есть несколько десятков фотографий на фоне глобуса. Да и совместные фотографии коллектива тоже делаются на этом фоне.
Еще один объект, который вызывает у посетителей эмоции от отвращения до умиления — это наш «живой уголок». Там показаны животные, которые неразрывны с почвой. Здесь представлены живые кивсяки, сверчки, улитки ахатины, муравьи и жуки чернотелки. Все они связаны в своем развитии с почвой и являются почвообразователями.
— Как Вы уже сказали, некоторые почвы исчезают, в том числе и из-за хозяйственной деятельностью человека. А какое влияние имеют почвы на экосистемы и сельское хозяйство?
Практически 95% того, что мы едим, прямо или косвенно производится непосредственно на почвах. Здоровые почвы — это фундамент продовольственной системы.
Здоровые почвы способны выполнять жизненно важные экологические функции, благодаря которым возможно не только ведение сельского хозяйства, но и сохранение всей жизни на Земле. Например, почвы являются источником элементов питания (живые организмы перерабатывают органические остатки и минералы в питательные вещества для растений, что является круговорот питательных веществ).
Почва является домом для других живых организмов различных размеров и представителей разных царств; вся атмосферная влага, прежде чем попасть в водоемы, озера, реки проходит через почву; почва может забирать излишки углекислого газа из атмосферы и консервировать его на долгие столетия и тысячелетия в почве, что способствует смягчению последствия изменения климата.
О биоресурсной коллекции
— Музей имеет коллекцию с аббревиатурой «БРК». Расскажите об этом подробнее?
Биоресурсная коллекция (БРК) — это коллекция, которая представляет собой почвенные монолиты (ПМ) и образцы, имеющие точную географическую и временную привязку.
Разнообразная информация о почвенном монолите (строение, состав и свойства почв, а также факторы почвообразования), представленная в Базе данных музея, является своего рода генетическим паспортом почвы.
— Как же возникла БРК? Почему она понадобилась?
Образцы, собранные В. В. Докучаевым во время его путешествий по природным зонам европейской части России, легли в основу почвенной коллекции музея. Они наглядно демонстрировали теоретическую концепцию учёного о почве как уникальном природном объекте. Коллекции В. В. Докучаева ускорили развитие науки о почве и сделали её популярной в России и за рубежом.
К концу ХХ века из-за деятельности человека состояние почв в мире стало критическим. Почвы, нужные для сельского хозяйства, начали деградировать. За всю историю земледелия было утрачено около половины пригодных для обработки почв. Вместо естественных почв повсеместно появились искусственные, многие из которых не имеют естественных аналогов, а их экологические функции практически не изучены.
В настоящее время происходит радикальное изменение роли почвенных коллекций. Существенно возрастает их значимость как носителей генетической памяти почв и их биоразнообразия. Исходя из этого, на основе хранящихся в фондах музея монолитов и образцов была сформирована особая коллекция со статусом Биоресурсной коллекции (БРК).
Она открывает уникальную возможность для решения ряда фундаментальных научно-исследовательских задач в области почвоведения. Коллекция необходима для проведения почвенно-экологического мониторинга в разных регионах и природных зонах, для классификации и диагностики почв, а также документирования объектов Единого государственного реестра почв России.
— Как комплектуется БРК?
БРК в процессе комплектования и инвентаризации почвенных монолитов была разделена по 3 направлениям: «Почвенный мониторинг», «Классификация почв» и «Почвенные эталоны».
1) Почвенно-экологический мониторинг почв — это система наблюдений, оценки и прогноза изменений почв под влиянием природных и антропогенных факторов. В направление «Почвенный мониторинг» входит более 400 почвенных монолитов-образцов, которые предоставляют уникальную возможность для ретроспективного мониторинга среднесрочных и долгосрочных изменений почв.
2) При формировании коллекции «Классификация почв» за основу была взята Классификация и диагностика почв России (КиДПР) 2004 года.
3) К разделу «Почвенные эталоны» относятся почвы, широко распространенные в области или природной зоны, наиболее ярко и полно отражающие факторы почвообразования
Мы благодарим Юлию Моргач за интервью. Теперь каждый из нас стал чуточку ближе к внутренней жизни музея и знает о некоторых его особенностях. Увидеть все своими глазами вы сможете в Центральном музее почвоведения им. В. В. Докучаева.